Коровы, обезьяны и поезда (Юрий Борсук)

[ 11 февраля 2012 г. ]
Коровы, обезьяны и поездаСвященные коровы, «неприкасаемые» обезьяны и путешествия в поездах – особый колорит индийской жизни и советы туристам.

Когда-то, давным-давно, в незапамятные времена злой царь демонов-ракшасов Равана похитил у царевича Рамы его любимую жену Ситу и перенес ее на свой волшебный остров – Ланку (это там, где теперь остров Шри-Ланка). Царевич Рама решил вернуть себе жену, но к Равану не так-то просто было в те времена добраться – ни самолетов, ни поездов еще не было. А, кроме того, Ситу стерегли полки презлющих демонов – подданых Раваны и своими силами Рама никак не мог с ними справиться. И тогда на помощь ему пришел обезьяний царь Хануман, который со своим, соответственно, обезьяньим войском одолел демонов и посодействовал воссоединению любящих супругов. Обо всем этом написано в Рамаяне – любимой поэме всех индусов.

С тех пор обезьяны в Индии являются священными созданиями и кочуют по городам и селам своими обезьяньими племенами. Говорю созданиями, потому что даже язык как-то не поворачивается назвать их животными. Поскольку они мудры. Это видно по глазам. Они совершенно не боятся людей, наоборот, свободно себя чувствуют в их присутствии. Даже больше, временами слишком свободно. Потомки воинов Ханумана немного одичали за последние несколько тысяч лет (а может просто переняли человеческие манеры), потому что временами собираются в отряды и осуществляют налеты на дома горожан. И тогда лучше им не переходить дорогу. А еще они очень не любят, когда их передразнивают. В фирме, где я работаю, всем новичкам рассказывают историю о студенте-немце, который проходил здесь стажировку и, в свободное от работы время, развлекалось тем, что кривлялся обезьянам. И разозлил одну из них так, что та одним ударом свалила его с ног. Пришлось ехать в больницу и накладывать швы (конечно же, не обезьяне). Недаром же в «кунг-фу» есть особый «обезьяний стиль» борьбы. Не иначе его придумали солдаты царя Ханумана. И, добавлю, не забыли до сих пор. Так что обезьянничать обезьян не советую – может закончиться неприятностью.

Коровы, обезьяны и поездаКоровы, обезьяны и поезда

Кроме обезьян в Индии много священных животных. А точнее нет несвященных. Потому что для индусов любая жизнь, не только человеческая, а и животная тоже, является святостью. Правда среди святых есть своя иерархия. Где-то поклоняются обезьянам, где-то слонам, где-то даже крысам, но святейшей из святейших в Индии является корова.

Почему именно корова? Этого не знает никто. По крайней мере, каждый, кто отвечал мне на этот вопрос, выдвигал свою собственную версию. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека почтительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. Корова считается матерью, ибо она кормит людей своим молоком и при этом владеет такими материнскими качествами, как доброта, покой, миролюбие. В ведических текстах говорится: «Корова - есть общая мать». А тот, кто убьет корову, или, по крайней мере, примет участие в таком злодеянии, будет мучиться на Земле столько лет, сколько волосков было на коже убиенной.

Коровы, обезьяны и поездаКоровы, обезьяны и поезда

Коровы здесь всюду и так во всей Индии. Но в нашем городе (Вадодара), коров особенно много. Есть, правда, теория, в которую я лично не очень верю, что к нам засылают коров из соседнего города Ананд, потому что там большая молочная компания «Амул». Из-за того, что коров убивать нельзя (почему – см. абзац выше) работники фирмы якобы подпольно везут коров в ближайший большой город, то есть в Вадодару.

Но почему-то не верится, так как по улицам нашего города бродят коровы разного возраста. Здесь есть и молодые коровки, и здоровенные быки, и даже телята. Они ходят стадами и поодиночке. Спать любят посреди дороги, но это не опасно, потому что корову трудно не заметить. Людей никогда не трогают. А уж люди – коров тем более. Единственное насилие, которое можно увидеть – это поединок коров между собой. Но это дела божеские и люди в них не вмешиваются.

Хотя временами может и следовало бы. Поскольку вреда от коров таки хватает. Во-первых, это риск всюду (буквально всюду) вступить, извините, в коровье дерьмо. Временами коровы могут через забор просунуть голову, украсть и сожрать белье, которое сушится. Я такое даже раз видел. Могут толкаться между мопедами и велосипедистами и кого-то перевернуть. Такое тоже бывает. Временами коровы или буйволы путешествуют через город целыми стадами, и снова уже ничего им не сделаешь, даже скорее не, потому что святые, а потому что как? Каждый день утром большущее стадо местных буйволов медленно шагает к своему любимому болоту (которое находится посреди города) и тогда все уличное движение замирает. В час пик, добавлю. Вечером поход следует в обратном направлении и снова все водители терпеливо ждут.

Коровы, обезьяны и поездаКоровы, обезьяны и поезда

Однако в целом это удивительно добрые и спокойные создания. Чаще всего можно увидеть на мусорниках вместе с бездомными псами, где они настойчиво копаются. Ну и едят соответственно то, что найдут. Слегка печальная картина.

А еще коровы боятся воды. Чтобы корову прогнать, следует просто плеснуть ей водой перед мордой. Порой это единый выход, потому что корова может и в дом зайти и улечься посреди комнаты. И тогда нужно долго ждать, пока она проголодается и изволит встать и пойти на поиски пищи.

В Махабхарате сказано, что корова, благодаря её качествам и свойствам, защищает человека от тьмы ада, также как мантра помогает избавиться болезней и достичь самосовершенствования. Индийские же поезда (о которых я когда-то обещал рассказать и теперь это сделаю – см. ниже) также являются одним из способов самосовершенствования.

Обычный индийский поезд имеет такие классы как дженерал, слиппер, слиппер с кондиционером и еще какие-то два класса, о которых я ничего не знаю, кроме того, что они ужасно дорогие. Дженерал - это самый простой класс, и им в принципе можно ехать на короткое расстояние, но он вечно забит так, что там нужно стоять, да и то, как повезет.

На более дальние расстояния, такие как 5-6 часов и больше рекомендую ехать слиппером. Это наш плацкарт, отформатированный в индийском стиле: душно, грязно и множество людей, но терпимо. Слиппер с кондиционером - то же самое, разве что людей меньше и кондиционер. Но кондиционер на самом деле не является чем-то критически важным. В обычном слиппере окна без оконных стекол, есть вентиляторы, хорошо продувается и поэтому довольно свежо.

Коровы, обезьяны и поездаКоровы, обезьяны и поезда

Еще интересный момент с билетами. Их можно без проблем бронировать через Интернет с помощью любой карточки. Равно как без проблем можно узнать о расписании в Интернете, оно очень удобно и информативно. Однако во всем есть свои плюсы и минусы. Билеты могут продавать бесконечно, тем, кто успел быстрее – посчастливится получить места, кто не успел - будет стоять в тамбуре или сидеть на полу, а ночью спать на газетах и чьих-то тапочках. И так можно ехать даже по 30-40 часов. Индия - большая и демократическая стран, а поэтому спать на полу будут и богатые и бедные, все зависит только от того, когда ты купил билет. Конечно морока, но ничего не поделаешь – поезд, хотя и медленно, но едет.

А чтобы пассажиры не томились от скуки в дороге – в каждом поезде есть своя кухня. Так что в дороге можно получить и завтрак, и обед и ужин. Как правило - это вареный рис и варено-тушеные овощи, еще временами пекут роти - индийский хлеб. Можно даже получить невегетарианскую пищу - с курицей. Стоит такой обед/ужин от 40 до 60 рупий (до 1, 5 доллара). Довольно приличная порция, можно наесться, одна беда – очень острое. Наверно самое острое из того, что я ел в Индии на сегодняшний день. Мне кажется, они там вместе с овощами отваривают зеленый чили. Однако и это не проблема.

На любой большой или малой станции есть множество водоносов и едоносов. Можно купить свежие бананы, чай, овощные котлеты. Или самосу – такую пирамидку из теста, с картофельно-овощной начинкой, жаренную в масле. Однако о пище – как-то в следующий раз. А на сегодня – до свидания.

Юрий Борсук, автор, Восхождение на гору Гирнар
Автор статьи:

Юрий Борсук

— путешественник, писатель, представитель Школы Романа Борсука
Связаться с Юрием: вКонтакте, Facebook, написать письмо

Список категорий в которые входит статья:

Национальные особенности  Культура  Путешествуем самостоятельно  

blog comments powered by Disqus